Как и когда учить ребёнка читать?

Как и когда учить ребёнка читать?

И на самом деле этот вопрос тревожит всех родителей. И проблема теперь в основном кроется не в том, как научить ребёнка читать, а в переизбытке информации получаемой родителями. Если в былые времена, ещё будучи детьми, каждый слышал, как гордо хвастаются «А мой научился читать в четыре года!», то сейчас таким не удивишь людей. Из-за такого хвастовства и появилось распространённое заблуждение, мол, чем раньше – тем лучше. Не стоит верить этой пословице в данном случае.

К примеру, уже набившее оскому высказывание Павла Тюленева: «Позднее обучение чтению, в возрасте 6-7 лет – катастрофа для семьи.» Сильно сказано, не так ли? От него не отстают и прочие создатели методик быстрого чтения. А молодые родители, из-за этого, мечутся между методиками обучения, вместе со своим ребёнком. Раньше же было труднее – букварь, тексты про маму, что мыла раму, и медленный по буквам и слогам разбор как составлять слово. Вместо этого рынок теперь предлагает множество других способов научить читать «раньше, чем ходить» — кубик Зайцева, буквы Монтессори, карточки Домана…

Не стоит верить всему, что говорят – вот наиболее верная пословица в данном случае. Как бы всё же не было приятно рассказывать окружающим что ребёнок научился читать в два года – психологи уже начинают утверждать, что это не есть хорошо. Первой тревожной ласточкой стало то, что у таких детей появляются проблемы в социальном развитии. И далеко не потому что начитавшись книг ребёнок чувствует себя старше, взрослее и осознаннее, а потому как в то время, когда должны были сформироваться навыки социализации, дитя училось другому. Следом начали бить тревогу логопеды – чадо, рано освоившее навык чтения, как оказывается, читает не понимая смысла, только складывая «символы» (буквы) в «правильные» их сочетания. Благодаря этому последние несколько лет весь взрослый мир, занимающийся заботой о детях, в ответ на вопрос «Как научить ребёнка быстро читать?» отвечают хором – по старинке.

Максимум того, что не вызывает проблем – это курсы быстрого чтения для детей, но никак не новоявленные методики. Все возгласы что «после трёх уже поздно» можно забыть – нормальным возрастом для освоения чтения является не два года, и не шесть, а период с трёх до пяти лет.

Если начинать с начала, то есть несколько психологических этапов, которые проходит каждый ребёнок:

  • От рождения до двух лет – сенсорно-моторный. Это период формирования ощущений. Как раз проявляется чувствительность у всех органов восприятия, особенно – тактильных.
  • От двух лет до семи – образный. Это период формирования самооценки, период, когда ребёнок мыслит образами и ассоциациями, а также самое время для освоения языка, как родного, так и иностранных.
  • С семи до одиннадцати (тринадцати) лет – логический. Тут пояснения не требуются, это период, когда в основном задействована логика и умозаключения.

Самым оптимальным возрастом, с точки зрения сухой психологии, является третий период. Однако существует и несколько физиологических признаков, благодаря которым можно точнее определить, когда можно учить чтению или же хоть научить ребёнка слогам. Как бы то ни было удивительно, но эти признаки проявляются значительно раньше установленного третьего этапа развития.

  • Ребёнок разговаривает предложениями. Ни в коем случае не стоит учить ребёнка читать до того, как он сможет свободно разговаривать. Это чревато тем, что в будущем чадо будет избегать разговоров и общаться преимущественно перепиской.
  • Отлично сформирована ориентация в пространстве. Люди не везде читают с лева на право, однако если Вы не хотите, чтобы родной язык ребёнок неожиданно начал читать снизу-вверх – необходимо убедиться в этом пункте. Нередки ситуации, когда дети с не развитой ориентацией находили в слове знакомую букву, и от неё читали в произвольно-удобном направлении.
  • Хорошо развит фонетический слух. Это основной пункт, и даже на курсах скорочтения для детей в Минске этому уделяется особое внимание. Малыш должен хорошо слышать каждый отдельный звук в слове, отличать его от соседнего и понимать из каких звуков состоит слово. Это можно легко проверить просто попросив, к примеру, подободрать слово начинающееся и заканчивающееся на тот же звук, что заданное Вами.
  • Ну и наконец – у ребёнка не должно быть логопедических проблем. Если чадо не выговаривает половину алфавита – читать ему ещё определённо рано.

И даже не смотря что чётких норм здесь нет, эти признаки проявляются, в основном, к четырём-пяти годам.

И всё же, как стоит учить ребёнка чтению? В последнее время всё больше и больше логопедов и психологов приходят к классической методике, и советуют её окружающим. Азбуки и буквари, при том всё это должен малыш понимать, а не заучивать. Если же в азбуках зазубривание может привести только к тому, что чадо не поймёт, как из звуков «ка-эн-и-гэ-а» получается простое «книга», то вот буквари могут с этим помочь.

Как бы ни различались это старые книжки – суть у них одинакова. Эти пособия обучаю изначально соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в речь, благодаря последовательному разбору сочетаний согласных и гласных. Эта методика уходит корнями в далёкое прошлое – чуть ли не до времён письменности. Раньше назывались эти сочетания «складами», и дети заучивали их наизусть.



Поделиться:

г. Минск, пр-т Независимости, 93а