Самооценка ребёнка как инструмент становления личности

Самооценка ребёнка как инструмент становления личности

Можно смело утверждать, что на успешность человека как личности, во всех аспектах жизни, оказывает огромное влияние его самооценка. Зачастую она способна даже пересилить многие более объективные причины провала и заставить человека во что бы то не стало добиваться своего. Формироваться же самооценка начинает ещё в дошкольном возрасте, и только в это время она наиболее гибкая, с возрастом изменить мнение о самом себе всё труднее. Как поднять самооценку ребёнку – вот о чём пойдёт речь в этой статье.

Существует две, в равной степени опасные крайности — когда у ребёнка завышена самооценка и когда она занижена. Дети с повышенной самооценкой уверены, что они во всём и всегда правы. Не замечая своих слабостей, они стремятся к контролю окружающих через давление на слабые места оных. Они относятся ко всем с высока из-за чего им трудно сближаться с другими детьми и всеми силами пытаются обратить внимание на себя.

С такими малышами лучше всего вести адекватный диалог, не позволяя себе переходить на личности или злиться самому. Ни в коем случае не стоит ругать или наказывать их с экспрессией, свободным выражением своих чувств. Рекомендуется учить чадо адекватно воспринимать критику и уважать чувства и эмоции окружающих. Идеально посещать театральную студию для детей в Минске, это позволит им выплёскивать лишний негатив не в личных отношениях, а в свою роль. И это помимо того необходимо постараться чтобы ребёнок научился прислушиваться к мнению окружающих людей.

Развивать самооценку ребёнка если она занижена значительно труднее. Если ребёнок не уверен в своих силах или тревожен – это первые признаки пониженной самооценки. В таких случая легко может вырасти стена недоверия, вызванная недоверием и постоянным ожиданием худшего. Такие дети с трудом начинают общаться с другими и с опасением начинают новые дела опасаясь неудачи. Это крайне плохо сказывается на развитии ребёнка в целом, так как по умолчанию есть установки вроде «Я ничего не могу» или «Я неудачник».

Огромное значение в становлении объективной и положительной самооценки играет искреннее стремление поддержать ребёнка, сопереживание, участие в его жизни. Отношение родителя, его одобрение, стимулирует формирование правильной и грамотной привычке вести, а соответственно и осознавать себя. Однако поощрять или хвалить, особенное для повышения самооценки у детей, то же надо правильно! Для начала необходимо понимать, что любая хвалебная речь, как бы она не была необходима, приведёт только к негативным последствиям если это не было достигнута своим трудом для ребёнка. Внешние данные ил здоровье, как и любые природные данные, то же не являются причиной для поощрения.

В основном ответом на вопрос «как повысить самооценку ребёнку» можно ответить в нескольких пунктах:

  • Докажите, что его мнение так же имеет вес. Спросите совета, банально даже в вопросе какого он себе цвета хочет кружку. Это покажет, что мысли чада важны не только ему самому, но и его родителям, как минимум.
  • Никогда не стоит упускать возможность дать ребёнку почувствовать себя таким же всемогущим, каким выступают в его глазах родители. Попросите у него совета как у равного себе.
  • Никогда не лишайте его своего тепла. Даже если необходимо наказать, что совершенно не стоит делать с помощью насилия, ни в коем случае не лишайте дитя своей любви.
  • Никогда не отказывайте без причины. Это только вселит дух несправедливости в Вашего малыша.

Детям с заниженной самооценкой можно так же порекомендовать посещение шахматной школы, в спокойной атмосфере им можно будет так же неторопливо почувствовать себя значительнее.

Если же абстрагироваться от определённо завышенной или заниженной самооценки, то можно выделить пять основных правил поведения для родителей. Соблюдение этих пунктов не позволит далеко отойти от золотой середины в мнение дитя о себе.

  1. Если ругаете ребёнка – никогда не характеризуйте его самого или его способности негативно. Это окажет влияние на его уверенность в своих способностях. И может сказаться даже на формировании комплекса неполноценности.
  2. Сравнение или же противопоставление малыша другим детям – грубейшая ошибка. Зависть и негативное отношение к социуму в таком случае обеспечены. Лучше всего сравнивать его с тем, кем сам родитель был вчера или будет завтра.
  3. Не оберегайте малыша от рутины жизни. Пускай лучше с младых ногтей учится помогать по хозяйству, нежели просто смотреть мультики. Особенно хорошо будет если у ребёнка появятся свои собственные обязанности, которые будут лежать только на его плечах. Это позволит почувствовать ту самую ответственность и важность.
  4. Не делайте его дела сами. Домашнее задание с курсов подготовки дошкольников к школе пускай сам делает. Помочь – помогите, но решать за него не стоит ни в коем случае.
  5. Не забывайте, что больше чем на слова дети реагируют на интонацию и эмоциональную окраску высказывания. Будьте осторожны начиная какой-либо разговор будучи не в своей тарелке.

Помня эти пять правил можно легко добиться адекватной и осознанной самооценки у Вашего чада.



Поделиться:

г. Минск, пр-т Независимости, 93а